Мистификация Додоном молдо-российских отношений, о которой журналист Дмитрий Чубашенко писал ещё год назад, не только не прекратилась, но и доведена им до открытого использования России в своих корыстных интересах.
“При Плахотнюке все было более или менее понятно. Захвативший-государство-олигарх в целом проводил антироссийский курс, а его младший партнер Додон как бы изображал из себя пророссийский вектор. Додон рассказывал своим партнерам в Москве сказки про то, как он наконец-то получит на выборах парламентское большинство и перестанет стоять враскорячку между Плахотнюком и Россией. Большинство Додон опять не получил, кто-то начал подозревать, что эта история никогда не закончится, и придумал решение — не так важен результат выборов, как его интерпретация. Додон не хотел, не мог, и не победил Плахотнюка, но нужно было придумать такое толкование, чтобы все выглядело, как победа. И оно было найдено. Когда Додону запретили делать коалицию с ДПМ, он попытался вырулить на компромиссный с Плахотнюком вариант роспуска парламента и досрочных выборов. Но и это ему не позволили сделать. Приказ “Ни шагу назад!” прозвучал жестко. От Додона категорически потребовали пойти на альянс с ACUM. Видно, в этом было что-то личное, потому что по-другому объяснить создание этой фальшивой коалиции трудно. Наверное, Плахотнюк очень сильно разозлил кого-то в Москве, если его решили убрать таким неестественным скрещиванием пророссийской ПСРМ с евроатлантическим ACUM. В какой-то момент интересы России и Запада, который также решил, что пора избавить Молдову от Плахотнюка, совпали, и дело, начатое российским вице-премьером Дмитрием Козаком, завершил посол США Дерек Хоган. Перепуганный Додон три дня бился в истерике, плакался, что его собираются убить дагестанские киллеры из Одессы, но под конец затих и объявил самого себя победителем над Плахотнюком”, - пишет публицист в своей новой статье. Сейчас уже практически невозможно разобрать, где заканчивается русофобия ACUM, а где начинается русофилия ПСРМ, отмечает он.
“Если до 8 июня предполагалось, что существует некий набор тем, которые как бы определяют российскую политику по отношению к Молдове, после 8 июня понять, в чем заключается эта политика, стало практически невозможно.
Если раньше Россию беспокоили такие проблемы, как нейтралитет Молдовы и, соответственно, ее сотрудничество с НАТО, перекос в сторону европейской интеграции в ущерб связям на Востоке, запрет на программы российского ТВ, чрезмерная жесткость в отношении Приднестровья, то сейчас на все эти вещи Москва, во всяком случае, публично, внимания как бы не обращает.
С молдавской стороны все еще более запутанно. Если раньше было ясно, что Плахотнюк — враг, а “Додоннаш” грудью пытается остановить волны плахотнюковской русофобии, то сейчас никто не разберет, где заканчивается русофобия ACUM, а где начинается русофилия ПСРМ.
Правительство ПСРМ-ACUM продолжило курс ДПМ, объявив своим приоритетом европейскую интеграцию. Запрет на “российскую пропаганду”, введенный при Плахотнюке, никто не отменял. Министр обороны Павел Войку, назначенный на эту должность по квоте ПСРМ, ударными темпами внедряет Defence Capability Building Initiative, реализуемую НАТО в Молдове. Эта программа предусматривает разработку для Молдовы, под руководством НАТО, Стратегии национальной безопасности, Стратегии национальной обороны, Военной доктрины с их последующей имплементацией межведомственной комиссией в составе более 20 министерств и ведомств Молдовы. Два из этих трех ключевых документов вступили в силу при прежней власти, но их никто не отменял и при власти новой. В прошлом году парламент одобрил Национальную стратегию обороны и план действий по ее внедрению на 2018-2022 годы, а правительство утвердило Военную стратегию также с планом действий на ближайшие годы. Политика России представлена в них в качестве главного фактора дестабилизации европейской безопасности. Из 10 главных угроз и рисков для Молдовы, если верить этим стратегиям, первые пять самых опасных исходят от Приднестровья и России. Соответственно, под противодействие им должны быть «заточены» вооруженные силы и система безопасности, которые для этого переводятся на стандарты НАТО. Додон уже не настаивает на закрытии Офиса НАТО в Молдове, не выступает против участия молдавских военных в учениях под эгидой Североатлантического альянса и сам обсуждает сотрудничество с НАТО в его штаб-квартире в Брюсселе. Но если раньше Россия на подобные вещи реагировала резко негативно, то после создания коалиции ПСРМ-ACUM, похоже, потеряла интерес к теме вхождения НАТО в Молдову. Предложения Москвы наладить сотрудничество по военной линии и с Россией понимания в Кишиневе не нашли”, - описывает происходящее журналист. Такое впечатление, что Москва, внеся свой вклад в избавление Молдовы от Плахотнюка, в остальном про нее просто забыла, признает он.
“Додон верит, что Молдова, благодаря его подписи, получила статус наблюдателя в Евразийском экономическом сообществе, но его партнеры по правящей коалиции считают, что бумага, которую подписал президент — это филькина грамота, потому что никто ему полномочий на это не давал, и законную процедуру ратификации решение Додона о получении статуса наблюдателя в ЕАЭС не прошло. Пока в роли такого наблюдателя выступает не столько Молдова, сколько лично Додон. Но и эти кишиневские споры, кажется, стали безразличны Москве — куда хотите, туда и интегирируйтесь, если сможете.
После отстранения от власти Плахотнюка для Додона широко распахнулись двери Запада, и после 40 публичных и непубличных визитов в Россию он наверстывает упущенное на других направлениях, не пропускает ни одной церемонии, на которую его зовут за границу, много фотографируется, путешествуя по миру, постит все это в Фейсбук, поддерживает идею строительства Европы от Лиссабона до Владивостока и агитирует ЕАЭС интегрироваться с ЕС. В Москве и на это никак не реагируют. Катается, интурист, и пусть.
Одно время с визитом в Россию зазывали премьер-министра Майю Санду. Она собиралась-собиралась, но пока так и не поехала. И до этого тоже никому уже нет дела. Хочешь — приезжай, не хочешь — не приезжай, насильно мил не будешь.
Такое впечатление, что Москва, внеся свой вклад в избавление Молдовы от Плахотнюка, в остальном про нее просто забыла.
“Чего же хочет сегодня Россия в Молдове?” — спросили экономиста Михаила Хазина, когда он посетил Кишинев для участия в международной конференции. “Чтобы здесь было тихо. Чтобы не было хаоса” — был ответ. Это очень интересный и, похоже, близкий к истине ответ — чтобы не было Плахотнюка и было тихо, чтобы ненужная турбулентность на этой территории не мешала серьезным людям спокойно решать действительно важные вопросы в других местах. Свои же молдавские проблемы попробуйте решать как-то сами. Условия для этого — Плахотнюка же убрали — вам созданы”, - продолжает свой анализ Чубашенко. По его наблюдениям, уловив нечёткий, промежуточный характер происходящего, Додон решил грести под себя ещё более активно, чем раньше.
“Уловив межеумочный характер текущего момента, когда режима Плахотнюка уже нет, а какая-то другая вменяемая власть еще не появилась, пока интересы внешних партнеров снова не разошлись, и они сонно наблюдают за происходящим, выдав ПСРМ-ACUM карт-бланш на любые нелепости — видя все это, Додон решил, что ему выпал джекпот, и надо грести под себя еще более активно, чем до сих пор. И он гребет.
В России брат Додона получает 15-процентную долю в строительном и 10-процентную долю в мусорном бизнесе сына генерального прокурора РФ Игоря Чайки. Только объявленные в прессе объемы бизнеса — не менее 3 миллиардов долларов. При рентабельности в 10% доля Додона в прибыли превышает 50 миллионов долларов. Какими еще бизнесами владеет семья Додона в России, точно неизвестно.
Медиа-холдинг, контролируемый Додоном, бурно прирастает новыми активами, в том числе отобранными у фигурантов старой власти. К НТВ и “АиФ” добавляются “Комсомолка”, “Первый канал”, “Спутник”, “Мир”, соцсети.
Благотворительные фонды семьи Додона, пополняемые за счет неизвестно каких, в том числе внешних, источников, активно используются для фактического финансирования избирательной кампании ПСРМ.
Блок ACUM, который обещал всем правовое государство и реформу юстиции, молча наблюдает за всеми этими действиями очевидно коррупционного свойства, но молчит. Наверно, ждет нового прокурора. Они же партнеры, а команда распускать коалицию ПСРМ-ACUM от тех, кто ее создал, еще не поступала. Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус альянса”,- образно описывает журналист ситуацию внутри коалиции. Однако вершиной беспредела Додона и его окружения стала кампания “чёрного пиара”, организованная в преддверии местных выборов против Ренато Усатого.
“На местных выборах происходили скандальные вещи, но и на них ни новая власть, ни ЦИК, ни правоохранительные органы тоже не обращали внимания. Речь идет о грязной кампании по дискредитации “Нашей партии” и ее лидера, кандидата на пост примара Бельц Ренато Усатого. В этой кампании “черного пиара” были задействованы российские политтехнологи и средства массовой информации. Делалось это в интересах Додона и его ПСРМ. Усатый утверждает, что президент заплатил за эту кампанию в Москве 2,5 миллиона долларов. Проверить эту информацию нельзя, но и поверить в то, что россияне делали все бескорыстно, превратив выборы в молдавских Бельцах в событие российского и даже международного значения, тоже нельзя.
Было очевидно, что происходит вмешательство извне в молдавские выборы, но никто на это не отреагировал. ПСРМ была выгодополучателем этого безобразия. ACUM это не касалось, может, там даже получали удовольствие от того, что социалисты «мочат» нашистов. Жалобы самой НП никто не услышал. Одно непонятно: при чем тут Россия? Ей-то зачем за Додона лямку тянуть?
Вряд ли вся эта грязная кампания против НП и Усатого, исполнителями которой стали российские мастера “черных” пиар-технологий и пресса, была санкционирована на государственном уровне. Скорее, это чья-то самодеятельность. По одной версии, все организовали влиятельные московские партнеры и покровители Додона, по другой — враги Усатого в России, по третьей — и первые, и вторые сообща. Но в любом случае, выглядело это, как вмешательство со стороны России в местные выборы в Молдове на стороне Додона и ПСРМ в их противостоянии с Усатым и НП, и как попытка заранее устранить потенциального конкурента Додона на президентских выборах.
Додон подставил Россию, втянув ее во внутримолдавские политические разборки. Сам он уже не остановится, будет и дальше использовать Россию в своих корыстных интересах, в том числе на предстоящих парламентских и президентских выборах.
Такое впечатление, что кто-то в Москве проводит масштабную операцию под кодовым названием “Спасти президента Додона”, как будто это не глава другого государства, а гражданин России под прикрытием, попавший в засаду на вражеской территории. Прямо как в драме Спилберга про рядового Райана. Хотя для водевиля производства “Sadova Pictures” (с “Мосфильмом” на аутсоросинге) больше подходит название голливудской комедии “Хвост крутит собакой”.
Начав с мистификации молдо-российских отношений, их профанации до уровня личных додоно-российских связей, президент Молдовы добился того, что сумел поставить Россию на службу самому себе. За какие ниточки он там дергает, неизвестно, но у него получается.
Смекнув, что можно обернуть в свою пользу придуманную другими историю с интерпретацией результатов парламентских выборов, Додон сейчас пытается делать то же самое и с результатами местных выборов. ПСРМ их точно не выиграла, но толкует все так, что выиграла. Может быть, кто-то поверит и в это. Но на следующих общенациональных выборах такие вольности вряд ли удастся повторить. Потому что там процедуру due diligence будет проводить «главное посольство». А это уже совсем другая история”, подводит итог Дмитрий Чубашенко.