Лидер ЛДПМ Влад Филат призвал государственные органы «выполнить долг» и «применить закон». Такие же призывы Филата во время прошлогодних парламентских выборов увенчались снятием с гонки партии Ренато Усатого. Позже суд признал исключение «Патрии» незаконным, но дело было сделано, выборы сфальсифицированы и украдены. Сейчас Филат добивается снятия с выборов фаворита башканской гонки Ирины Влах, и бесится, что ЦИК Гагаузии не торопится повторять «подвиг» ЦИК Молдовы.
Президент Николае Тимофти озвучил другую идею — запретить въезд в Молдову депутатам Государственной Думы, которые массово приезжали в Гагаузию, чтобы поддержать кандидатуру Влах. А первый вице-председатель Демократической партии Влад Плахотнюк выступил с законодательной инициативой, которая, если будет реализована, приведет к запрету на вещание российских телеканалов в Молдове. По ходу дела, российские журналисты уже объявляются персонами нон-грата и депортируются из Молдовы.
Даже если согласиться, что открытая поддержка высокопоставленными чиновниками России, депутатами, артистами и спортсменами кандидатуры Влах — это вмешательство во внутренние дела Молдовы, проявление неуважения к молдавскому государству, - возникает вопрос: а только ли россияне вмешиваются в эти самые внутренние дела, и только ли они проявляют неуважение к Молдове?
В ходе кампании по выборам в парламент, до нее и после нее, Молдову посещали и посещают десятки западных лидеров и чиновников, включая глав государств и правительств, и все они повторяют мантру о поддержке проевропейских партий и о желании видеть в Кишиневе проевропейскую власть. Это вмешательство во внутренние дела или не вмешательство?
Когда Филат, возмущенный разум которого кипит из-за вмешательства России, в бытность премьер-министром проводил в Яссах совместные заседания правительств Молдовы и Румынии, это как называлось?
Когда нового премьера Кирилла Габурича, спустя неделю после вотума доверия, посещает дюжина западных послов и вручает ему инструкции о том, что должно делать правительство, это считается вмешательством во внутренние дела?
Когда президенты Украины и Румынии встречаются в Киеве и обсуждают, как разморозить приднестровский конфликт, это что такое
Когда экс-премьер Юрие Лянкэ едет в Берлин и Брюссель, чтобы обсудить свой новый политический проект, европейцы вмешиваются в молдавскую политику?
Если внешние силы и вмешиваются во внутренние дела Молдовы, то это делают все кому не лень. Кому можно вмешиваться, а кому нельзя, какое вмешательство считать приемлемым и полезным, а какое недопустимым и вредным - это уже дело вкуса.
Филату и Тимофти не нравится вмешательство России, но гагаузам не нравятся Филат, Тимофти и вмешательство США, ЕС и Румынии. А против вмешательства России они, напротив, не возражают. Гагаузы доверяют Москве, а Кишиневу не доверяют. Москва ведет себя в Гагаузии так, как считает нужным вести себя с теми, кто ей доверяет. Филат с Тимофти скажут, что это неправильно, что так не должно быть, на что гагаузы ответят: а кто вы вообще такие, чтобы решать за нас, что правильно, а что неправильно, и как у нас должно быть? О чем вообще можно говорить с президентом, который за три года не удосужился приехать в Комрат? Вы за собой следите, подумайте, в перерывах между ограблениями банков, почему гагаузы вам не доверяют, и попытайтесь восстановить их доверие. Пытаться просто так всех давить и запрещать — это чисто тоталитарное мышление.
У партий правящей коалиции, ЛДПМ и ДПМ, 15-процентный рейтинг доверия на двоих, а рейтинги недоверия Филату, Плахотнюку и Тимофти приближаются к 100 процентам. Им следует задуматься о том, за что же народ их так не любит, а не учить жизни гагаузов, молдаван и россиян.
«Проевропейские» политики требуют уважения к себе и к государству, но для начала они должны спросить себя, за что уважать их самих, и достойно ли уважения государство, которое они олицетворяют.
Они снимают за три дня до парламентских выборов одного из конкурентов, и только в результате этого им удается и дальше узурпировать власть.
Они держат в тюрьме по высосанным из пальца предлогам политических заключенных.
Они полностью перешли под внешнее управление Запада.
Они проводят политику оголтелой русофобии.
Они установили олигархический режим, и на виду у всех, никого не стесняясь, проворачивают свои грязные дела.
Они украли из банков миллиард евро, а теперь хотят замять это дело.
Они отказываются от собственной национальной идентичности, изучая в школах не историю Молдовы, а историю румын.
Они поставили собственную Конституцию ниже Декларации независимости, написанной иностранцами и «принятой» на площади.
Они захватили государство, удерживают его в своей частной собственности с помощью репрессий, манипуляций и лжи.
И после этого они требуют уважения к себе и к созданному ими государству?
В Кишинев прилетает президент Кыргызстана, но он не встречается с президентом Молдовы, а обсуждает с одним из олигархов какие-то свои дела в отеле этого олигарха. Это плевок по отношению к государству. Как можно уважать Тимофти, которого ни в грош не ставят даже те, кто его выбрал?
Сначала Гимпу тянул год с лишним, отказываясь распускать парламент и покинуть кресло врио президента, которое он незаконно занимал. Потом то же самое год с лишним делал Лупу. Теперь они хотят перенести на год и местные выборы.
То, что они сотворили с государством, то состояние, до которого они его довели, не достойно уважения. Как вообще уважать государство, в котором установлен олигархический, воровской режим, попирающий все законы, включая Конституцию?
Когда тем, кто творит беспредел, пытаются на это указывать, они надуваются, как индюки, и рядятся в тогу патриотов, подтверждая истину о том, что «патриотизм — последнее прибежище негодяев». Они лицемерно разглагольствуют о «национальном интересе» и фарисейски вывешивают на флагштоке огромные триколоры, но и тут возникает вопрос: а вы чьи, собственно, патриоты? Вы даже националисты не молдавские, а румынские. Вы чужие для Молдовы люди, захватившие и удерживающие власть с помощью обмана и мошенничества.
Они говорят: «Можете не уважать нас, но государство уважать надо». Это все равно что сказать «Можете не уважать бандитов, но бандитизм уважать надо». Молдавское государство — это олигархи Филат, Плахотнюк, Шор, бывший советский номенклатурный судья Тимофти, отправлявший в психушки диссидентов-румын, и им подобные персонажи. А у всех у них на шее сидят, свесив ноги, западные послы, которые время от времени дают им инструкции и пинка, мол, давайте, пошевеливайтесь с демократическими реформами. Не надо придуриваться и изображать из себя того, кем вы не являетесь. Хотят западники с вами цацкаться из своих геополитических соображений, только для того, чтобы Молдова «не досталась» России, это их дело, но вы-то чего изображаете из себя проевропейских либералов и демократов? Для начала верните миллиард евро, который вы украли, а потом требуйте уважения.
А вмешивается ли Россия во внутренние дела или не вмешивается, это вообще не прерогатива подотчетных Западу кукол. Захотят Керри или Меркель обсудить этот вопрос с Лавровым или Путиным, как-нибудь обсудят без вас.
За четверть века независимости молдавские политики исчерпали все лимиты на уважение к себе. Первое десятилетие независимости, за которую никто не боролся, и которая упала с неба, еще как-то прожили за счет советского наследства. Начиная с президентства Владимира Воронина, Молдову уважали все меньше, а при Гимпу, Филате, Плахотнюке, Лупу, Тимофти деградация и вырождение политического класса шли семимильными шагами. Если после распада СССР люди еще надеялись, что на этой территории удастся наладить сколько-нибудь достойную жизнь, то так называемая элита убила эти надежды. И народ «голосует» ногами, продолжая покидать эту территорию, все меньше и меньше приспособленную для нормальной жизни.
Не этим политиканам, которых презирают и собственный народ, и «партнеры по развитию», рассуждать о том, кому можно вмешиваться во внутренние дела Молдовы, а кому нельзя. Они саркастично спрашивают, а что будут делать Игорь Додон или Ирина Влах без фотографий с Владимиром Путиным, Сергеем Нарышкиным или Валентиной Матвиенко. А вы что будете делать без того, чтобы США и ЕС не поддерживали вам штаны, не утирали вам сопли, и не давали вам денег, чтобы было что разворовывать?
Ситуация в Молдове очень запущена. Если кто-то из граждан когда-то задумается, а что же делать дальше, то начинать надо с выполнения собственных домашних заданий, а не с демагогии насчет вмешательства внешних сил. Нужно вернуться к вопросу о том, а зачем вообще нужно Молдавское государство. Придать его существованию смысл. Для начала изгнать олигархов-узурпаторов. Если не получится посадить в тюрьму, то хотя бы выгнать из страны. Затем нужно подумать о реальном развитии, потому что все, что делается сейчас, это лишь жалкие потуги, направленные на то, чтобы не дать угаснуть самым элементарным функциям государства. В конечном счете, речь идет о спасении народа и государства. Никто не сделает это вместо самих граждан, кто бы, как бы и откуда бы ни вмешивался во внутренние дела Молдовы.
Дмитрий Чубашенко