Об этом в интервью международному изданию Forbes заявил заместитель директора Американского института в Украине, бывший дипломат Внешнеполитической службы США Джеймс Джатрас.
«По существу, потеря BEM – это результат хищений за 20 лет. Абсурдные обвинения чиновников против инвесторов были бы забавны, если бы этот эпизод не выставил всю гниль страны, которую многие считают ведущим кандидатом на вступление в ЕС. На самом деле, не так давно считалось (справедливо или нет), что Молдова находится в авангарде среди таких стран как Украина и Грузия, по части реформирования в соответствии с европейскими стандартами», - отметил бывший дипломат.
В этой связи Джатрас сослался на польский доклад о ситуации в Молдове:
«Европейскую интеграцию политические партии рассматривают как способ привлечения проевропейского электората. Это также рассматривается как источник кредитов и инвестиций. Тем не менее, основные условия Европейской интеграции, включая модернизацию страны посредством внедрения необходимых реформ, невыгодны партиям власти, поскольку это ставит под угрозу их бизнес и интересы».
Джатрас подчеркнул: «На фоне того, что тысячи граждан Молдовы, вышедшие на улицы с требованием «Долой воров» и «Мы хотим, чтобы миллиарды вернули назад», утверждение о том, что путаница с BEM представляет опасность для Европейской интеграции Молдовы, является преуменьшением. Кроме того, способствует ли подобный климат инвестициям и экономическому развитию в стране, где укоренившаяся правящая группировка пользуется безграничным влиянием на судебную систему и правоохранительные органы? Какой нормальный инвестор приедет в страну, где сначала ему предлагают официально купить неликвидные, ложно сертифицированные активы, а затем эти активы отобрать и обвинить в их неликвидности самого же инвестора?».
Два года назад Banca de Economii оказался захваченным бизнесменом с сомнительной репутацией Иланом Шором. Результатом захвата, со слов экс-министра финансов Вячеслава Негруци, стало исчезновение из банка 11 миллиардов леев.
Впоследствии в СМИ сообщалось, что Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank, которые также контролируются Шором, стали проблемными для молдавской финансово-банковской системы, а Нацбанк ввел прямое управление, что характерно для финансовых учреждений, находящихся на пороге банкротства.
Из различных источников известно, что Шор использовал в интересах контролируемого им бизнеса не менее миллиарда долларов из резерва Нацбанка. В этой афере участвовали экс-премьер Владимир Филат и олигарх Владимир Плахотнюк. Оба соучастника аферы сейчас защищены депутатским иммунитетом.
По утверждению экспертов, одним из последствий аферы, провернутой преступной властью, стал в начале 2015 года беспрецедентный обвал лея, с момента введения его в оборот в 1993 году.