На Западе развернута открытая кампания против кишиневского олигарха Влада Плахотнюка. Генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд называет Молдову «захваченным олигархами государством» и призывает «вернуть его гражданам». Посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявляет, что важнейшие решения в Молдове принимает не законная, а некая «теневая власть», и это недопустимо. Гражданская платформа «Достоинство и правда» (DA), считающаяся прямой креатурой Запада в Кишиневе, готовит акции протеста под лозунгом «Jos Plahotniuc!». Трудно поверить в то, что внешняя критика олигарха и внутренние протесты против него совпали случайно.
Видимо, на Западе решили, что они «купили» себе немного времени, склеив с горем пополам очередной Альянс за европейскую интеграцию, и это время надо использовать для очищения молдавской власти от коррупционно-олигархических элементов, компрометирующих светлый образ Евросоюза. Первые кандидаты на «зачистку» - Влад Филат и Влад Плахотнюк.
По Филату вопросов нет. Останется ли он во власти, сядет в тюрьму, или сбежит из Молдовы, это не будет иметь серьезных последствий для «проевропейской» коалиции. С Филатом, или без него, она устоит. Фракция ЛДПМ, пусть и с потерями, доживет свой век в этом парламенте, а для следующих выборов электорату ЛДПМ уже подготовлена замена в лице Европейской народной партии Юрие Лянкэ.
С Плахотнюком и Демократической партией все не так просто. Точнее говоря, все очень сложно и серьезно. Как бы он ни был антипатичен западникам и их новым фаворитам в Кишиневе, Плахотнюк — это опора, скрепа АЕИ и надежда на продолжение объявленного им курс на евроинтеграцию.
Целью атаки Запада на Плахотнюка, по-видимому, должно стать принуждение его к уходу из молдавской политики и замена на новых, «правильных проевропейцев», например, во главе с Майей Санду. Это очень рискованная линия, потому что без Плахотнюка вся эта «проевропейская» конструкция развалится. Санду не может заменить Плахотнюка. Она — как кошечка и болонка, он — как лев и гиена в одном лице.
Если Запад уберет Плахотнюка, из-под АЕИ будет выбита главная опора. Скрепа, удерживающая вместе партии альянса, перестанет существовать. Надежда на проевропейский курс, которая еще теплится с самим существованием АЕИ, угаснет. Пусть этот альянс воровской, гнилой и бестолковый, но без Плахотнюка не будет и такого.
Филат и Гимпу должны молиться на Плахотнюка, потому что без него, сами по себе, по отдельности, они никто. Без Плахотнюка Дорин Киртоакэ не выиграл бы выборы примара Кишинева, а фракция ЛП со своими 13 депутатами продолжала бы оставаться в глубокой оппозиции. Филата Плахотнюк вообще держит на вытянутых руках над пропастью. Он может сбросить его в пропасть и сам, но пока они компаньоны по АЕИ, делать это неразумно. А вот если Запад добьется-таки нейтрализации Плахотнюка, Филат, потеряв опору, точно упадет в пропасть.
На Плахотнюка должен молиться и лидер Партии коммунистов Владимир Воронин. Благодаря Плахотнюку существование этой партии и ее фракции в парламенте еще сохраняет какой-то смысл. В соперничестве ПКРМ с Партией социалистов и «Нашей партией» Плахотнюк выступает на стороне Воронина. А это многого стоит. Исчезнет Плахотнюк, и воронинцы тоже осиротеют, как и филатовцы с гимповцами.
О Демократической партии даже говорить не приходится. Без Плахотнюка от нее очень быстро ничего не останется. Ни Мариан Лупу, ни Дмитрий Георгиевич Дьяков, ни все эти большие и маленькие «люди-барсетки» ее не спасут. У этой организации может быть только один главарь. Он как кит, к которому присосались все эти рыбы-прилипалы. Кит исчезнет, и вся эта мелюзга пропадет, если не найдет, к кому еще прилипнуть.
Но самый большой парадокс в том, что на Плахотнюка должен молиться Запад. Без Плахотнюка, который в июле выступил за реинкарнацию «проевропейской» коалиции, этому альянсу тоже наступит конец. Не могут Филат и Гимпу объединиться в какую-то коалицию без Плахотнюка. Не найдется у правых героя, который, как в голливудских фильмах, на последней минуте спас бы «проевропейский» курс, отсоединив нужный проводок от тикающего взрывного механизма. Это мог сделать только Плахотнюк. Без него правоцентристский альянс развалится. Альтернативы ему у Запада нет. Рафинированные интеллигенты из партии Лянкэ или платформы DA — это не альтернатива АЕИ, скрепленному брутальным авторитетом Плахотнюка.
Если Запад уберет Плахотнюка, если в результате провалятся Филат и Гимпу и развалятся ПКРМ и ДПМ, то кто в итоге выиграет? Правильный ответ — левоцентристская оппозиция в лице Партии социалистов и «Нашей партии».
Если уйдет Плахотнюк, произойдет полное переформатирование всего политического спектра, в результате которого партии нынешнего правящего АЕИ превратятся в оппозиционных маргиналов. Весь «проевропейский» режим рухнет, потому что это режим Плахотнюка. Звание главаря режима нужно еще заслужить. До 2009 года можно было говорить о «режиме Воронина», после этого - о «режиме Плахотнюка». Но «режим Филата»... «режим Гимпу»... «режим Тимофти»... Смешно, согласитесь.
Говорят, что Плахотнюк был бы не прочь стать президентом Молдовы, но американцы и европейцы считают это неприемлемым. Но это был бы не самый плохой для них вариант. Если Плахотнюк, хлопнув дверью, переселится поближе к какой-нибудь нефтяной скважине на китайско-российской границе, «проевропейская» власть не выдержит такого удара.