После громкого заявления Генпрокуратуры о совместной с полицией спецоперации по прекращению "опасного производства" "с целью контрабанды", 9 задержанных по этому делу были освобождены, а в отношении почти всех преследование было прекращено уже спустя сутки после задержания.
Одной из претензий правоохранителей было задействование в деятельности микропредприятия "жителей Приднестровского региона".
В редакцию агентства поступило письмо владельца ангара, в который нагрянули проуроры с полицейскими Юрия Чебана, который после нашумевшей прокурорско-полицейской истории, в частности, приходит к выводу, "что изобретать в нашей Молдове позволено лишь людям в погонах и с лычками. Изобретать и придумывать уголовные дела для последующих поборов бизнес-инициатив и технических изобретений".
Ниже, приводится полный текст поступившего в редакцию письма изобретателя:
Как прокуроры «сбивают» молдавские вертолеты на уровне идеи
Здравствуйте уважаемые граждане Молдовы и слуги народа (в том числе прокуроры и полицейские).
Наверное, вам уже попадались новости об обнаружении в молдавской провинции прокурорами т.н. подпольного производства вертолетов, а также о предотвращении «подготовки контрабанды летательных аппаратов» в страны СНГ.
Меня зовут Юрий Чебан. Я именно тот, в ангаре которого, расположенном в Криулянском районе, группа энтузиастов проводила технические испытания на макетах, объявленных в пресс-релизах вертолетами. Именно мне принадлежат патенты на различные технические решения, отрабатываемые на макетах фюзеляжей, принятых силовиками за вертолеты. На макетах, собранных нами с нуля, при чрезвычайно скудных финансовых возможностях.
Я бы даже сказал «спасибо» за рекламу наших будущих летательных аппаратов. Но при таком отношении государства к изобретениям и испытанию технических решений уже появляются сомнения. После того, как 30 июня наш ангар буквально обчистили люди в форме, начинаешь сомневаться, что в Молдове, возможно, не то, что произвести, даже попытаться придумать что-то путное, чтобы не быть подвергнутым наездам силовиков.
На фоне маски-шоу, приехавшего в наш ангар 30 июня, приходишь к выводу, что изобретать в нашей Молдове позволено лишь людям в погонах и с лычками. Изобретать и придумывать уголовные дела для последующих поборов бизнес-инициатив и технических изобретений.
В этом письме я вам расскажу о том, почему в победоносных пресс-релизах силовиков ошибок (или злонамеренной лжи?) больше, чем проверенных данных.
Я постараюсь вкратце поведать, как на самом деле было устроено так называемое «подпольное производство» молдавских вертолетов в Криулянском районе, а также кто там работал. Ну и каковы были реальные планы, если верить релизам прокуратуры, коварных то ли недоконтрабандистов, то ли изобретателей (то ли вместе взятых), намеревавшихся в неопределенном будущем торговать «подпольными вертолетами» то ли с двумя, то ли со всеми государствами СНГ.
О «подпольном производстве»
Уверен, что любой квалифицированный инженер-конструктор подтвердит: для того, чтобы какой-либо из макетов, названных прокурорами «вертолетами на различной стадии готовности», смог безопасно летать, да и вообще был куплен кем-либо, предстоят длительные технические испытания и многолетние сертификационные процедуры.
От отработки технических решений (чем мы и занимались) до серийного производства предстоит длинный путь по сертификации и получению вороха местных и международных лицензий и разрешений, а также разрешительных документов.
Подтверждаю, люди из правоохранительных органов Молдовы 30 июня 2020 года нагрянули именно в ангар нашей семьи. Но нужно иметь либо нездоровую фантазию либо злой умысел, чтобы назвать подпольным производством ангар, высотой более чем в 10 метров, расположенный на видном месте в селе Рэкулешты, о котором знают как минимум многие жители села.
«Подпольными» силовые структуры вдруг объявляют технические решения, на которые многие годы я вместе с уважаемыми конструкторами из СНГ получаю патенты…Патенты, доступные любому при вводе в интернет-поисковик простых фраз, типа «Юрий Чебан, патент редуктор».
Утверждаю, что мы ни от кого не скрывались и ничего не скрывали, поскольку скрывать было просто нечего, да и незачем. В ангаре были натурные (объемные) макеты корпусов летательных аппаратов, на которых мы размещаем и компонуем отдельные узлы и детали, ищем оптимальное решение их взаимодействия.
Подтверждаю, мы задумывались о привлечении в будущем инвестиционных средства для создания производства, то есть полноценной сборки в Молдове небольших вертолетов для малой гражданской авиации. Но это делается не так просто, как пытаются представить это в своих релизах прокуроры. Прокуроры, такими кампаниями способные отпугнуть любых инвесторов.
Мне пока неизвестны причины, по которым кто-то решил зарубить на корню саму идею будущего производства Молдовой местных вертолетов.
Добавлю, что среди целей наших испытаний различных узловых механизмов для вертолетов было также желание, чтобы даже (и особенно) в бедной Молдове, которую постоянно пытаются эксплуатировать как страну-поставщика давальческого сырья и рабсилы, доработали технологию и начали производить по ней летательные аппараты, продаваемые во всех странах мира по конкурентной цене.
О талантливых молдавских технарях
В ангаре, где были расположены различные макеты вертолетов, нам помогали друзья и родственники нашей семьи. Большинство из них, после визита маски-шоу на «подпольное» производство, были задержаны и увезены в изолятор.
Почему-то в пресс-релизе прокуроров подчеркивается, что среди них были жители Приднестровья. Да, среди них были жители разных населенных пунктов Молдовы. А теперь вопрос: с каких пор так называемые представители закона пытаются манипулировать географическим местом жительства наших сограждан? С каких пор пребывание в правобережной Молдове жителей восточных районов страны считается преступлением?
Прошу обратить внимание, что мы разместили наш ангар для отработки технических решений именно в правобережной Молдове, подконтрольной конституционным властям. Хотели бы что-то скрыть, делали бы дела там, где достать сложнее...
Как вы считаете, Молдова должна гордиться этими людьми? Тем, что они разработали технологию и научились это делать в условиях, не приспособленных к промышленному авиастроению?
Эти люди, пытающиеся что-то сделать, в отличие от миллиона сограждан, остались в стране, не уехали за границу на заработки. Чтобы в перспективе работать здесь и приносить пользу Молдове.
Вместо того, чтобы поддержать, наших друзей и родных, помогавших в тестировании технических решений, их просто увезли в автозаках в изолятор, как преступников. Девять наших друзей и родственников изолированы с 30 июня. Находятся за решеткой за дерзость испытать технические идеи для будущих молдавских вертолетов!
О перспективах экспорта
Кстати, прокуроры утверждают о налаживании серийного производства вертолетов, идентичных марке КА-26. Но ответственно заявляю, что там находились различные макеты, собранные с нуля собственноручно технарями-самоучками для отработки технических решений, которые я патентовал и планировал продолжать патентовать для различных фюзеляжей вертолетов. То есть все изделия были разными макетами, напоминающими своими формами кабины вертолетов, потому о серийном производстве не может быть и речи.
Где могли бы быть использованы наши разработки?
В первую очередь, в случае успешных технических испытаний, разработки необходимой технологической документации, прохождения сертификации, наши узлы и детали могли бы быть использованы для производства дешевых летательных аппаратов, столь необходимых различным государственным службам и органам – МВД, МЧС, лесным хозяйствам и фермерам, обрабатывающим большие земельные участки.
Но при таком отношении властей к нашим попыткам возникают большие сомнения, что задуманные планы по сертификации узлов и деталей, и даже летательных аппаратов с логотипом «Произведено в Молдове», удастся реализовать. А инвестиционные планы мы оцениваем в сотни миллионов долларов…
Или власти хотят, чтобы Молдова оставалась лишь известной как территория транзита грязных денег и наркоты с бесчинствующими оборотнями в погонах и коррумпированными судьями?
О сборке «вертолетов» в присутствии СМИ
Да, «обнаруженные» корпуса кабин вертолетов «внешне идентичные модели вертолета "Ка 26"», как утверждает прокуратура, действительно сделаны нашими руками из листов дюрали. Причем с нуля. Но это типичные макеты, используемые в качестве натурных моделей для создания условий конструирования, разработки и опытного создания прототипов узлов и деталей вертолетной техники.
Повторю, что на этих моделях (макетах) мы отрабатываем наши инженерные идеи, размещаем и компонуем отдельные узлы и детали, ищем оптимальное решение их взаимодействия. Да, мы пытаемся найти перспективные технические решения, создать опытные образцы, и защитить их патентами.
Но с отъездом непрошеных гостей, из ангара увезли все макеты с запчастями, блокировав нашу работу и испытания.
Самое возмутительное, что непрошеные гости увезли наших друзей и родственников. В изолятор. Увезли лишь за то, что они помогали нам проверять технические решения? Для создания в будущем безопасных и дешевых летательных аппаратов.
Нас подозревают в контрабанде неких запчастей для вертолетов. То ли в Молдову, то ли из Молдовы. Ответственно заявляю, что все комплектующие для макетов мы закупали на внутреннем рынке. На разборках. Собирали по винтикам. Работали на перспективу, придумывая и опытным путем проверяя различные технологии. И теперь сама идея изобретений дискредитируется и объявляется сворой прокуроров вне закона!
Бог с этими винтиками, которые, кстати, под чистую реквизировали непрошеные гости в форме полицейских. Но прекратите относиться к людям как винтикам ваших уголовных механизмов, противоречащих здравому смыслу и прогрессу. Отпустите наших друзей и родных!
P.S. После того, как наших друзей и родных отпустят по домам, а мы очень надеемся и верим в торжество справедливости и разума, приглашаю всех заинтересованных журналистов в наш «подпольный» ангар в селе Рэкулешты Криулянского района. За один день, в присутствии СМИ, мы соберем с нуля макет фюзеляжа вертолета, в условиях, не приспособленных к промышленному авиастроению, тем самым доказать, что способны честно и самостоятельно применять реальные технические решения.