Выступая в телевизионном ток-шоу, посол сделал ряд важных заявлений. США рады созданию парламентского большинства в Молдове. США поддерживают формирование правительства, но не его персональный состав. США не доверяют тем, кто создает это правительство, но надеются, что оно добьется хороших результатов. США дают шанс новой власти, в том числе Владимиру Плахотнюку. США против досрочных выборов, и ожидают, что очередные состоятся через три года. США хотят стабильности и реформ в Молдове.
Заявления Виктории Нуланд, министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и президента Румынии Клауса Йоханниса о том, что надо стабилизировать ситуацию в Молдове и наконец-то создать здесь правительство, похоже, застали врасплох даже западных послов в Кишиневе, которые еще на прошлой неделе продолжали выражать поддержку президенту Николае Тимофти в его противостоянии с олигархом Плахотнюком. За последнюю неделю что-то произошло, и ситуация резко поменялась.
Какими бы благими намерениями представители Запада ни оправдывали свои действия, для молдаван этими намерениями вымощена дорога в ад, потому что эта новая позиция означает фактическую поддержку Плахотнюка. Кандидат в премьер-министры Павел Филип - это очередная кукла Плахотнюка. До сих пор он полностью контролировал парламент, судебную систему и силовые структуры. С утверждением Филипа Плахотнюк возьмет под полный контроль и правительство. Останется избрать самого себя президентом вместо Тимофти, и вся вертикаль власти будет в руках Плахотнюка. И все это делается под лозунгами «сохранение проевропейского курса» и при поддержке Запада.
США бросают спасательный круг Плахотнюку и деморализуют тех, кто с ним боролся, рассчитывая в том числе на поддержку Запада, которая реально существовала еще на прошлой неделе. Сегодня Запад объективно поддерживает Плахотнюка в его противостоянии с большей частью народа Молдовы.
Можно по-разному объяснять такой неожиданный кульбит Нуланд. Очевидно, что решение о «смене вех» принимала она, а все остальные - Штайнмайер, Йоханнис, не говоря уже о кишиневских послах и политиках - просто подстроились под новую волну. На мой взгляд, глубинные причины такого преображения политики Госдепа в отношении происходящих в Молдове событий можно объяснить двумя вещами - геополитическими резонами и связанными с ними бюрократическими моментами.
Нуланд прилетела в Бухарест из Калининграда, где обсуждала урегулирование ситуации на востоке Украины с помощником президента России Владиславом Сурковым. Эта встреча прошла на фоне возросшей активности, направленной на то, чтобы как-то замирить ситуацию вокруг Донбасса. О том, что это может произойти в 2016 году, говорят авторитетные международные лидеры и эксперты. Речь идет о заморозке этого конфликта, окончательном переводе его в вялотекущую фазу с минимальными шансами на какое-то окончательное урегулирование. Очевидно, что в таких условиях США решили заморозить и статус-кво в Молдове, не допустив проведения здесь внеочередных парламентских выборов, которые, как им кажется, в контексте переговоров по Украине могли бы сыграть на руку Москве. Из Вашингтона все видится очень крупными мазками: мы договариваемся с Москвой по Украине, и нам не нужно, чтобы в тылу у Украины и на границе с ЕС/НАТО продолжался политический кризис в Молдове, проходили какие-то выборы с перспективой появления здесь власти, которая заявит о смене внешнеполитического вектора. Поэтому за компанию с Украиной решили заморозить и Молдову, а кто там в этой Молдове у власти, Плахотнюк-не Плахотнюк, это уже не так важно.
С геополитикой связана бюрократия. Происходящее очень напоминает то, что случилось в 2013 году в канун Вильнюсского саммита "Восточного партнерства". Саммит был намечен на ноябрь, а весной в парламенте Молдовы происходили бурные события, которые тоже грозили закончиться досрочными выборами - отставка Влада Филата, смещение с поста первого вице-спикера Владимира Плахотнюка, созревший «арбуз» ЛДПМ и ПКРМ. И тогда в дело вмешался европейский комиссар Штефан Фюле. Посол ЕС в Кишинев Дирк Шубель (сегодня большой чиновник в Еврокомиссии) тоже изо всех сил старался как-то удержать вместе Филата с Плахотнюком, но у него не получалось. Пришлось Фюле прилететь в Кишинев, собрать всех «проевропейцев» в дипмиссии ЕС на Когэлничану, 12, и заставить их примириться. Фюле, как и Шубелю, по большому счету, было плевать на Молдову, они просто прикрывали свои бюрократические задницы. И они добились своего. Досрочные выборы были отменены, а Молдова продолжала считаться «историей успеха» и не испортила Вильнюсский саммит.
Нынешний посол США Джеймс Петтит признал в той же телепередаче, что его страна вложила больше миллиарда долларов на «поддержку демократии» в Молдове. ЕС тоже потратил тут сотни миллионов евро. И если сейчас все обвалится, пройдут досрочные выборы, и власть поменяется, американские сенаторы и депутаты Европарламента спросят дипломатов и бюрократов: "На что мы вообще тратим деньги наших налогоплательщиков? Чем вы вообще там занимаетесь, если не можете удержать под контролем какую-то крошечную Молдову?".
Кто-то на Западе прикрывается геополитическими резонами, чтобы уберечь свои бюрократические задницы. В результате выигрывает Плахотнюк и проигрывает народ Молдовы.
Посол Петтит, с одной стороны, четко очертил, что бы он хотел видеть в Молдове, но с другой стороны, он не раз повторил: «Мы не вмешиваемся, мы не влияем, нас не слушаются». Было очень странно слышать это от посла страны, которая вмешивается во все дела по всему миру и очень даже на них влияет, а тут, в случае с Молдовой и Плахотнюком, вдруг не вмешивается и не влияет. Не только Станиславский, но и Хуссейн с Каддафи, воскликнули бы: "Не верим!".
Посол Петтит назвал Плахотнюка «убедительным и успешным». Неужели олигарх, которого ненавидит весь народ, настолько убедителен, что сумел внушить Соединенным Штатам, что без него им в Молдове просто никак?
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Запад приручил Молдову, но не хочет за нее отвечать, отдав на откуп Плахотнюку.
Молдавский народ, которого насилует режим Плахотнюка, до сих пор с надеждой смотрел на Америку, как на полицейского, который оказался рядом, и казалось бы, должен спасти насилуемого от насильника. Но полицейский делает вид, что ничего не замечает, проходит мимо и лишь призывает насильника чтить Уголовный кодекс. Само нежелание видеть преступление делает полицейского его соучастником. Такое поведение можно было бы понять, если бы США не говорили так много о демократии, правах человека, принципах и ценностях. Или вы не говорите об этом, или не закрывайте глаза на то, что все это попирается в Молдове.
Вашингтон мог бы одним щелчком пальца поставить на место зарвавшихся молдавских бандитов, но вместо этого он решил с ними посотрудничать, называя их успешными и убедительными политиками, и выражая радость по поводу того, что наконец-то эти бандиты сформируют правительство. США осуждают коррупцию в Молдове, но сами же благословляют правительство коррупционеров, и радуются, что кабинет Плахотнюка наконец-то приступит к своей коррупционной работе.
США прикрывают своим авторитетом шайку Плахотнюка. Они дают олигарху зонтик, которым он может защититься от собственного народа.
США пошли на поводу у Плахотнюка. Они вынуждены следовать в его фарватере.Плахотнюк нагнул саму Нуланд. Он просто поставил Вашингтон перед свершившимся фактом: «Молдова — это территория моей охоты. Я тут шериф, и будьте любезны иметь дело со мной». И американцам пришлось с этим смириться. Им нужно было или пойти на открытую конфронтацию с Плахотнюком, или признать, что он их нагнул. Они предпочли сохранить хорошую мину при плохой игре, и сделать вид, что это не Плахотнюк одержал над ними верх, а они решили поддержать народ Молдовы. Разумеется, из самых лучших побуждений.
Беспринципная позиция, которую заняли США в противостоянии молдавского общества с Плахотнюком, в перспективе принесет минусы самим США. Они, конечно, могут не обращать внимания на такие мелочи, но если на следующих выборах левые силы возьмут 80% депутатских мандатов, заслуга США в этом будет первостепенной. Если, конечно, американцы, не благословят Плахотнюка и на то, чтобы он полностью зачистил молдавскую политическую сцену от оппозиции, осмелившейся высказывать несогласие с таким «проевропейским» курсом.
Дмитрий Чубашенко