По информации экономиста, доля прибыли, которую предприятия направляют на погашение процентов, уже превышает 100%. Таким образом, промышленный сектор России функционирует себе в убыток, считает он.
Ранее о сокращении прибыли промышленного комплекса и росте кредиторской задолженности сообщало и министерство экономического развития (в информационных справках о тенденциях развития сектора за октябрь и ноябрь).
В частности, из октябрьского отчета следует, что кредиторская задолженность организаций промышленного комплекса с января 2014 года по октябрь 2015 года увеличилась почти на 1,5 трлн рублей, превысив 6 трлн рублей.
"О каких тенденциях экономического развития при этом говорит [глава минэкономразвития] господин Улюкаев, я не понимаю. Ситуация идет вразнос", - заявил сенаторам советник президента.
Он добавил, что при рентабельности в машиностроении на уровне 2% трудно ожидать инвестиций в сектор, поскольку деньги можно направить на биржевые спекуляции, где рентабельность выше во много раз.
"Почему сегодня наши госбанки не дают кредиты производственным предприятиям? Потому что на валютном рынке 80% рентабельность. Валютные спекулянты выдержат ключевую ставку и в 20%, и в 30% годовых", - заключил он.
Банк России в конце января на плановом заседании совета директоров принял решение оставить ключевую ставку (то есть процент, под который он кредитует другие банки) на уровне 11%. Представители бизнес-сообщества заявляют о том, что ставка чрезмерно высокая: им трудно привлекать кредиты.
В ЦБ парируют, что в условиях снижения нефтяных цен повысились риски ускорения инфляции - и в борьбе с ней банк вынужден держать ставку относительно высокой.