Удивительная штука социологические опросы: вроде им мало кто верит, но их результаты молдавские политики всегда берут в свои расчеты. А потому данные исследований о том, что самый популярный политик в нашей стране – это Ренато Усатый – не только вселили уверенность лидера «Нашей партии» в правильность свои действия, но и посеяли опасения у его конкурентов и партнеров.
Публичная перепалка со взаимными оскорблениями
Только этим можно объяснить недавний выпад лидера ПСРМ Игоря Додона, который публично назвал Усатого «балаболом» и потребовал извинений.
- Я могу извиняться только перед всем народом. Если будет нужно, то и на коленях. Но за слова, которые сказал, я отвечаю. Скоро все увидят, кто такой Додон. Он еще раз продемонстрировал, что является не более чем надутым индюком Плахотнюка, - не скупился на эпитеты Усатый. И их публичная перепалка с взаимными оскорблениями привлекла внимание даже тех, кто вообще политикой не интересуется.
Между тем, согласно недавним соцопросам, тройку молдавских политиков, которым больше всего доверяют граждане, возглавляет Ренато Усатый. На открытый вопрос “Кому из политиков вы больше всего доверяете?” 14,6% респондентов назвали лидера “Нашей партии”, 82,7% граждан считают, что президент должен избираться народом. Если бы в следующее воскресенье состоялись президентские выборы, главой государства стал бы Ренато Усатый.
Однако именно это и стало, вероятно, главной причиной, разлада среди бывших партнеров по акциям протеста.
- Я позвонил Додону, чтобы спросить, что делаем дальше. Додон мне сказал: «Я в 13.30 провожу пресс-конференцию, а после этого, если тебе захочется со мной разговаривать, побеседуем». Когда я услышал слова Додона, то был шокирован, – сказал Ренато Усатый, хотя еще в понедельник предложил собраться всем вместе, с Андреем Нэстасе, Майей Санду и Игорем Додоном, и принять общее решение.
Сможет ли оппозиция отбросить амбиции и объединиться?
Однако попытки Усатого объединить правую и левую оппозицию, пока ни к чему не привели: Игорь Додон уже заявил о том, что готов баллотироваться на пост главы государства.
- Во-первых, надо бойкотировать выборы; во-вторых – обратиться в Венецианскую комиссию, чтобы провести экспертизу решения Конституционного суда от 4 марта. Я предложил обсудить и вариант с выдвижением единого кандидата от оппозиции, если все же появится вынужденная необходимость участвовать в этих выборах, - пояснил Усатый. - А Додон выбрал то, что ему нравится. Услышал, что я заявил о Венецианской комиссии, и начал со слов, «мы, социалисты, обращаемся…» В Венецианскую комиссию должны обращаться все, а не только Додон. Сегодня он продемонстрировал, что у него нет никакого уважения к партнерам по протестам, – считает лидер «Нашей партии».
Лидер «Нашей Партии» также сказал, что хотя каждое решение должно было обсуждаться тремя лидерами протестов, Додон постоянно поступал так, как хочется лично ему. Его заявление о том, что ПСРМ выдвинет собственного кандидата на выборах, потому что в случае бойкота якобы выиграют олигархи, еще раз демонстрирует этот факт.
Возрастной ценз, который не допустит Усатого к выборам
По словам Усатого, решение КС было политическим, и одной из целью – было отстранить лидера «Нашей партии» от выборов.
- Все юристы, с которыми я консультировался, многие партнеры по развитию единодушно считают, что это решение было принято конкретно против меня, потому что была изменена лишь часть статьи 78, - сказал Ренато Усатый в передаче «Loc de Dialog» на Radio-Moldova. - Если мы возвращаем Конституцию в тот вид, в котором она была в 2000 году, там ясно написано, что быть президентом Молдовы может любой гражданин не моложе 35 лет. А у них получается, что в 37 лет я не могу быть кандидатом. Для Додона расчищается дорога прямо в кресло президента. Вот и вся комбинация! Это мне напоминает ноябрь 2014 года, когда Додон сказал, что не согласен со снятием «Нашей Партии» с выборов. Неизвестно, где был бы Додон сегодня, если бы нас не исключили из предвыборной гонки за несколько дней до выборов, – заявил Усатый.
Что будет дальше?
Парадокс ситуации в том, что именно от шагов самого популярного политика в стране (хоть его и не допускают уже второй раз к выборам) зависят дальнейшие сценарии развития событий. Дело в том, что именно реального конкурента боятся больше всего. А Ренато Усатый как раз и является самым главным претендентом на высокие управляющие посты в Молдове. Другой вопрос – смогут ли лидеры объединенной оппозиции отказаться от своих амбиций и выступить единым фронтом: ведь одно – на словах бороться за права граждан, и совсем другое – не делах.
Павел Мунтян