Парламент Молдовы назначил на 30 октября всенародные выборы президента. Избирательная кампания должна начаться за 90 дней до этой даты, с 30 июля. Можно ожидать, что для участия в выборах зарегистрируется не менее 10 партийных и независимых кандидатов, что делает неизбежным второй тур.
На сегодняшний день наибольшие шансы выйти в финал президентской гонки у Игоря Додона, о выдвижении которого, практически, как о решенном вопросе, говорят в Партии социалистов, и у представителя проевропейской оппозиции, среди которых чаще всего называют имена Андрея Нэстасе и Майи Санду. О намерении поддержать собственного кандидата в президенты заявил лидер «Нашей партии» Ренато Усатый. Попытаться снова стать президентом намерен и лидер Партии коммунистов Владимир Воронин. Не могут не выдвинуть своих кандидатов парламентские партии — Демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая. Попытать счастья на выборах собираются и румынские унионисты. Кроме кандидатов с шансами, найдется еще полдюжины клонов и городских сумасшедших, которые возомнят себя спасителями народа и тоже пойдут в президенты. В общем, скучно не будет.
Главные темы предстоящих выборов уже известны: сохранение молдавского государства и народа, геополитический вектор, объединение с Румынией, освобождение «захваченного государства», демонтаж олигархического режима Владимира Плахотнюка.
Позиции внешних игроков тоже выкристаллизовываются.
В двух критических моментах, когда у оппозиции была реальная возможность спровоцировать досрочные парламентские выборы, США, вместе с Румынией, открыто встали на сторону Плахотнюка и поломали планы оппозиции. Первый раз 16 января, когда заместитель государственного секретаря США Виктория Нуланд и президент Румынии Клаус Йоханнис приветствовали создание «абсолютного большинства» Плахотнюка, которое утвердило правительство Павла Филипа. И второй раз на этой неделе, когда посол США в Кишиневе Джеймс Петтит назвал «полезным» решение Конституционного суда от 4 марта об отмене конституционной реформы 2000 года и о возвращении к прямым всенародным выборам президента. Эти выборы состоятся (если Плахотнюк с американцами и румынами опять чего-нибудь не намутят) через полгода, а выборы парламента должны пройти в 2018 году. Тот же Петтит уже заявил, что ему все равно, кто станет следующим президентом Молдовы, и дал понять, что для США даже лучше, если им будет представитель оппозиции, который выступит противовесом «абсолютному большинству» Плахотнюка и его правительству.
Румыния идет в фарватере Вашингтона, выступая по его «доверенности» главным куратором кишиневской власти со стороны Запада. Европейский Союз не вмешивается в происходящее. Очевидно, что между Брюсселем и Бухарестом есть серьезные разногласия по поводу того, как относиться к Плахотнюку. В Румынии развернута довольно гнусная травля посла ЕС в Кишиневе Пиркки Тапиола за то, что тот критикует нынешнюю кишиневскую власть. Бухарестский «хвост», чувствуя поддержку вашингтонского «дрессировщика», хотел бы вертеть брюссельской «собакой», чтобы она тоже не рычала, а облизывала поддерживаемый США и Румынией режим Плахотнюка.
Как в США, так и в Европе, и в России, говорят о том, что намечается некая «новая разрядка», но не в виде улучшения отношений между Западом и Россией, а в том смысле, что эти отношения хотя бы не должны ухудшаться и дальше. В моде снова слово «стабильность». При таком подходе Украине и идущей в «пакете» с ней Молдове уготована роль буфера между ЕС и Россией.
Украина и Молдова — это не приоритет политики США. Воевать за них с Россией никто не станет. Европе точно не нужны новая «холодная война» с Россией, а тем более вооруженный конфликт на восточных границах ЕС. Москва тоже не готова к каким-то кардинальным решениям по Украине и Молдове. В таких условиях, когда ни Запад, ни Россия не могут одержать окончательной победы на постсоветском пространстве, и возник вполне разумный план: пока оставить все, как есть, а потом, через 5, 10 или 20 лет, может быть, вернуться к каким-то глобальным развязкам.
Целями и признаками такой «буферизации» Украины с Молдовой должны стать сохранение нейтралитета, мораторий на споры о геополитическом векторе, внеблоковость, замораживание существующих конфликтов, равноудаленные, желательно, конструктивные отношения как с Западом, так и с Россией.
Новое правительство Молдовы заявляет о намерении нормализовать отношения с Россией и возобновить переговоры по приднестровскому урегулированию и уже предпринимает в этом направлении конкретные шаги. Хотя это не афишируется, но шаги эти делаются с подачи Запада. Его представители настойчиво подталкивают кишиневские власти: «У вас должны быть нормальные отношения с Россией. Мы не хотим конфликтовать из-за вас с Москвой».
В Москве, по примеру Вашингтона, тоже заявляют, что готовы вести дела с любой законной властью в Кишиневе. При этом российские эксперты предупреждают об опасности снова наступить на те же самые грабли, на которые Москва наступала во многих других местах в бывшем СССР, включая Молдову и Приднестровье. Например, Российский совет по международным делам опубликовал на этой неделе аналитическую записку «Приднестровье: дилеммы мирного урегулирования», в которой есть интересные оценки и рекомендации по ситуации в Молдове.
«Для Москвы критически важно активно играть на молдавском поле (в том числе имея в виду и приднестровский вопрос), т.е. взаимодействовать с разными политическими силами этой страны. На сегодня политическое поле Молдавии отличается подвижностью и формированием новых платформ и площадок. Однако, даже принимая во внимание лояльность социалистов или сторонников политика-популиста Ренато Усатого, Москве не стоит воспринимать эту ситуацию одномерно, чтобы не допустить ошибок, которые были характерны, например, при оценке украинского экс-президента Виктора Януковича на Украине (его ошибочно воспринимали как «пророссийского» деятеля)», - гласит одна из рекомендаций.
«Смена власти в Республике Молдова вряд ли может привести к принципиальным сдвигам как во внешнеполитической ориентации страны, так и в урегулировании приднестровского конфликта... Устойчивый проевропейский и «унионистский» вектор не позволит любому, даже гипотетически левому кабинету развернуть курс на 180 градусов и полностью отказаться от координации действий с Киевом и поддерживающими его ЕС и США», - говорится в докладе.
В условиях, когда США и Румыния заявляют о готовности иметь дело с любой кишиневской властью и фактически поддерживают режим Плахотнюка, но при этом не доверяют ему, надеясь на его реформирование в правильном, то есть европейском, направлении, и Россия также, со своей стороны, готова вести дела с любой кишиневской властью, но при этом тоже ей не доверяет, боясь ошибиться, проиграть, оказаться обманутой и/или преданной — в таких условиях больше всего не повезло народу Молдовы, который по-прежнему остается один на один с нынешней преступной властью, которая подчинила себе всю страну и не собирается никуда уходить.
У молдавской политики есть одно золотое правило — все, к чему прикасается Плахотнюк, превращается в гниль и прах. Последний тому пример - полная профанация проекта «Unirea-2018», который еще два месяца назад выглядел, как серьезный план Румынии и США, а сегодня, после того, как Плахотнюк подмял под себя и унионистов, весь этот «Сфатул Цэрий-2» с его дорожными картами «Великого Объединения» превратился в потешное цирковое представление плахотнюковской агентуры в роли заглавных клоунов-«унионистов».
Любой молдавский политик, который пытается договориться с этой олигархической «медузой Горгоной», превращается ею в каменный столб. Это как смертоносный вирус, от которого пока не придумано противоядия. У этого правила еще не было исключений. Спросите Владимира Воронина, Влада Филата и прочих политиков и бизнесменов, которые пытался заигрывать с Плахотнюком, но были им использованы, унижены и уничтожены.
Плахотнюк может позволить какие-то протесты, от пророссийских до унионистских, он может даже сам организовать все эти шоу, запугивая русских «унирей», а западников «русскими танками», но никогда и никому не будет позволено покушаться на ядро действующей системы — контроль над прокуратурой и судами, включая Конституционный, карманные парламент и правительство, схемы ограбления нищего народа при одновременном его оболванивании через «министерство правды». Пожалуйста, водите хороводы вокруг да около, шумите, кричите, делайте, что хотите, но с одним условием: все это не должно подрывать саму олигархическую власть.
Цель Плахотнюка на президентских выборах — сохранить контроль над созданной им системой и посадить в Кондрице «Тимофти 2.0». Интерес народа Молдовы в том, чтобы эту систему сломать.
Уговаривать эту власть самоусовершенствоваться бессмысленно. Взывать к совести тех, кто этой системой управляет, бесполезно. У них нет совести, и они не собираются ничего менять. Это алчные, беспринципные хищники, которые понимают только язык силы. Они плевать хотели на мнение народа. Они просто смеются над протестами, которые не представляют для них никакой угрозы. Они постоянно морочат голову американцам, румынам, европейцам, россиянам, умело снимая внешние угрозы и даже доказывая свою полезность зарубежным партнерам. Они компрометируют западников, называя их «партнерами по развитию», потому что превращают их в подельников бандитов, покрывающих коррупцию. Плахотнюк добился немыслимого: Запад, провозглашающий ценности правового государства, демократии, свободы, прав человека, поддерживает в Кишиневе режим, все эти ценности открыто попирающий.
Выборы президента Молдовы выиграет кандидат, который будет громче всех кричать «Жос Плахотнюк!» и требовать ареста и посадки в тюрьму этого персонажа. Когда кампания достигнет своего пика, у контракандидатов, которые попытаются договариваться с Плахотнюком «по-хорошему», не останется никаких шансов.
Выборы президента 30 октября должны стать референдумом о демонтаже олигархического режима Плахотнюка. Если этот режим не согласится провести парламентские выборы одновременно с президентскими, новый глава Молдовы должен будет распустить этот парламент и назначить выборы нового законодательного органа, который утвердит и новое правительство.
Компромисс с Плахотнюком — это сохранение его единоличной власти, правового беспредела, грабежа и нищеты. Такой компромисс Молдова не нужен.
Дмитрий Чубашенко