Такая вот приятная летняя новость. Я начал свой материал именно с нее, чтобы особо подчеркнуть: ничего в Молдове не изменилось к лучшему. И в обозримом будущем не изменится. Жить в стране становится тяжелее и тяжелее, и на это всё чаще обращают внимание зарубежные эксперты и журналисты. И никто уже не стесняется называть фамилию Плахотнюка; и никто уже не боится назвать вещи своими именами – США любой ценой поддерживают режим в Кишиневе, а Евросоюз не хочет закрывать глаза на беззаконие, но поделать ничего не может.
Вот, например, польский политолог Пётр Олексы пишет, что политическая система Молдовы «покоится на теневых связях Влада Плахотнюка – человека, который не занимает никакой официальной должности». «В этой маленькой стране можно увидеть разницу между американским и европейским подходом к Молдове, - отмечает автор. – Для Вашингтона геополитика значит гораздо больше, и пока Молдова сохраняет прозападный курс, ее политическая система не будет вызывать обеспокоенности. Для Брюсселя, традиционно ориентированного на продвижение европейских ценностей и демократии, проевропейская автократия со столицей в Кишиневе стала реальной проблемой».
Докладчик Европарламента по Республике Молдова Пятрас Ауштрявичюс еще в ходе зимнего визита в Кишинев открыто заявил, что власти Молдовы не должны имитировать реформы. «Мы привыкли видеть подобного рода имитирование, Молдова в этом отношении не является единичным случаем, есть и другие страны с похожими ситуациями, но поверьте мне, мы понимаем, когда реформы имитируют и когда их реализуют», - сказал литовский депутат в интервью Jurnal TV.
Главный антигерой молдавской олигархической власти – глава делегации ЕС Пиркка Тапиола – не устает критиковать Кишинев. В эфире канала TV7 он вновь указал на избирательное правосудие, имитацию реформ и принятие законов без их исполнения. «Есть два варианта: ничего не делать или попытаться помочь там, где это возможно, через предоставление экспертизы, поддержку реформ. Мы можем только попробовать помочь в институциональной модернизации и реформах. Но сами реформы должны делаться здесь, в Молдове», - цитирует финского дипломата Newsmaker.
Отвечая на вопрос, существуют ли разногласия в оценке ситуации в Молдове между Брюсселем и Вашингтоном, где «хотят стабильности любой ценой», Тапиола заметил, что «стабильности в Молдове хотят все – и молдавские граждане, и европейские политики». «Вопрос в том, что мы понимаем под стабильностью. Для нас стабильность – это демократия, верховенство права, независимость судебной системы, свобода СМИ, инклюзивность общества, благосостояние граждан», - пояснил европеец.
В заключение процитирую газету The New York Times, которая на днях опубликовала материал, почти целиком посвященный Плахотнюку. В самом начале статьи рассказывается о встрече «кукловода» с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд. Плахотнюка описывают как «самую устрашающую в Молдове фигуру», «номинально прозападного магната с настолько токсичной репутацией, что даже его политические друзья обычно стараются держаться на публике подальше от него». Далее влиятельнейшая газета цитирует председателя «Нашей партии» Ренато Усатого и лидера «Красного блока» Григория Петренко, не забыв упомянуть, что последний провел в тюрьме 7 месяцев и был назван в докладе Госдепа политическим заключенным.
После прочтения этой статьи меня не покидает ощущение, что в американской политике в отношении Молдовы отнюдь не всё так однозначно. The New York Times – газета, близкая к Демократической партии (к счастью, США, а не Молдовы). Сейчас демократы у власти. Виктория Нуланд, соответственно, тоже олицетворяет эту администрацию. Но статья камня на камне не оставляет от той благостной картины, которую пытались создать карманные СМИ «кукловода» после его визита в Вашингтон. Проще говоря, медийное крыло американских демократов разрушило миф, вольно или невольно созданный дипломатическим крылом партии. А может, это традиционная игра в плохого и хорошего полицейского.
Не знаю, насколько это помешает Плахотнюку, но радости точно не прибавит. Во всяком случае, я с удовлетворением констатирую, что западное, особенно европейское политическое, экспертное и медийное сообщество настолько устало от молдавского «европейского» беззакония, что более не считает нужным соблюдать политес. Геополитика геополитикой, но истинно европейские ценности никто не отменял. И слово «реформы» должно наполняться конкретным содержанием, а не демагогией.