Таким символическим и показательным событием для Партии коммунистов стало празднование 9 Мая. На протяжении 15 лет шествие из центра города к мемориалу павшим героям в Великой Отечественной войне возглавляла ПКРМ. Теперь во главе многотысячной колонны 9 Мая шли Игорь Додон и члены Партии социалистов.
Этот эпизод убедительно демонстрирует место, которое ныне занимает ПКРМ: из лидеров левого политического поля страны партия откатилась на задворки политической жизни и превратилась в «запасную скамейку» ДПМ. Тем не менее, у некоторых авторов этого «политического чуда» не иссякает желание представить данное положение Партии коммунистов как неоспоримый успех.
На прошлой неделе газета «Коммунист» опубликовала так называемую «стенограмму» пленума ЦК ПКРМ от 7 июня 2014 года. «Так называемую» потому, что этот документ приведен в усеченном виде и соответствующим образом «причесан». Понятно, что полностью изложить в газетном формате стенограмму такого насыщенного мероприятия, как пленум, невозможно. Но сокращения коснулись ряда принципиальных моментов.
В частности, все авторы выступлений в прениях почему-то даны анонимно, их фамилии не указаны. От выступлений Григория Петренко и Юрия Мунтяна осталось по одному абзацу. Публикация застенчиво обходит тот факт, что ответного слова Марку Ткачуку не дали.
Но даже в таком виде она представляет собой сеанс саморазоблачения группировки, которая затеяла эту разборку в партии за полгода до ее ожидаемой победы на выборах 30 ноября 2014 года.
Во-первых, из приведенных отрывков «стенограммы» ясно, что основные претензии к Марку Ткачуку и его товарищам заключались в том, что они якобы настаивали на приходе к власти любой ценой, в том числе путем переворота. Это неправда. Как свидетель тех событий утверждаю, что никакого переворота и захвата власти никто не замышлял. На самом деле речь шла о том, что весной 2014 года в руководстве партии обозначилась тенденция отхода от решений VII съезда, в том числе по такому принципиальному вопросу, как отношение к Таможенному союзу.
Во-вторых, в руководстве ПКРМ возникли разногласия относительно форм и методов ведения предвыборной кампании, и об этом я подробно и неоднократно писал ранее. В частности, после массового митинга 23 ноября 2013 года предполагалось установить в Кишиневе палаточный городок. Эту форму протеста потом с успехом (по крайней мере, некоторое время) использовали Платформа DA и ПСРМ. Партия коммунистов от этого отказалась без всяких на то оснований.
В-третьих, в одном из выступлений содержится гневный пассаж о том, что партию никто не намерен сдавать Владу Плахотнюку: «Нет такой темы сегодня. Эта тема подброшена».
«Практика – критерий истины» (Карл Маркс). В каком положении сейчас находится партия? Какую роль она играет в поддержке правящей коалиции? Кто принимал решение «подставить плечо» тем, кто довел страну до состояния захваченного государства? Где те 14 депутатов, которые принимали активное участие в пленуме? Не они ли создали «платформу», которая исполняет роль кордебалета в политической оперетте Плахотнюка? (Кстати, видимо, поэтому все фрагменты выступлений даны анонимно, потому что авторами части из них являются те, кто ныне находится в другой фракции).
Ответы на эти и другие вопросы снимают любые сомнения в том, кто был прав 7 июня 2014 года.
В стенограмме обращает на себя внимание заявление о том, что у Юрия Мунтяна «четыре года ничего не получалось» на посту исполнительного секретаря ЦК ПКРМ. Именно в эти годы Партия коммунистов выстояла под ударами власти, выработала новые формы и методы борьбы, сохранила ведущее положение в обществе. Накануне пленума все социологические опросы и экспертные оценки предсказывали победу ПКРМ на выборах 2014 года. И это означает «не справлялся»?
Потом исполнительным секретарем стал Артур Решетников, и у того все получилось. Он «справился». Провальная кампания, поражение, «подставленное плечо» и нынешние 7 депутатов в парламенте, при том что их должно было быть не менее 55, а то и больше. Это результат, который достоин подражания?
Кого в руководстве ПКРМ хотят ввести в заблуждение? Всем, в том числе и в партии, давно все понятно. Тем не менее «бизнесмены» в ПКРМ в очередной раз готовятся наступить на те же самые грабли. И заботливо подводят к ним лидера партии. В политических кругах вновь (и в который раз) пошли разговоры о том, что «Плахотнюк планирует сделать Воронина президентом». Окружение Владимира Николаевича, видимо, поддерживает эту иллюзию в своих интересах, не заботясь о том, что это может обойтись дважды президенту и патриарху молдавской политики скандальным и позорным провалом.
В этом году должен состояться VIII съезд Партии коммунистов. В прежние времена он бы уже прошел. Теперь о сроках говорить трудно. Это и понятно: на съезд руководству партии выходить не с чем. Если, конечно, не делать вид, что все хорошо, и не нести ахинею о том, что провалы последних двух лет ― это такая особая тактика и стратегия с дальним прицелом, непонятная для простых смертных.
Сохранение партии возможно лишь при условии честного и принципиального разговора и устранения из ее руководства остатков группы «бизнесменов», которые привели ПКРМ – некогда единственную, системную и полноценную партию в Молдове ― к нынешней катастрофе. Не будет такого разговора ― ПКРМ исчезнет или растворится в составе Демократической партии, чтобы потом вместе с нею и сгинуть, когда режим власти, созданный Плахотнюком, падет.
Зураб Тодуа