Время от времени в Голливуде снимают фильмы о том, как в живых людей вселяются некие отвратительные существа наподобие инопланетного «Чужого» или злобные оборотни вроде агента Смита из «Матрицы». Смысл существования таких антигероев простой — подчинить, заменить, уничтожить нормальных людей.
В Молдове нормальное, правовое, демократическое государство тоже подменено порочной антисистемой, действующей в интересах не граждан, а тех, кто такой «порядок» создал и контролирует. Имя главного молдавского «Чужого» тоже ни для кого не секрет — координатор правящей «проевропейской» коалиции Владимир Плахотнюк.
Формально государство в Молдове как бы имеется, но по сути его нет. Его не удалось создать за 25 лет после провозглашения независимости. К своему четвертьвековому юбилею Молдова приходит в состоянии, которое уже во всем мире назвали «захваченным государством». Некоторые по-простому называют такое государство мафиозным. Если что-то захвачено, и если есть мафия, то должен быть захватчик и глава мафии. Если спросить любого первоклассника - «Кто главный гангстер в Молдове?», - дети не задумываясь назовут его имя: Плахотнюк.
Инструменты захвата государства тоже известны: контроль над парламентским большинством, созданным, по словам самих же депутатов, путем подкупа и шантажа, марионеточное правительство, которое возят в парламент на заседание по вотуму недоверия, как кукол Карабаса-Барабаса, подчиненная юстиция, сервильная пропагандистская машина по оболванию населения и уничтожению конкурентов, контроль над денежными потоками, запугивание несогласных, включая самого президента, который после такого запугивания жалуется не в молдавскую полицию, а иностранным послам.
Людей приучают к тому, что эта ненормальная система уже и есть норма. Став привычной, она действует уже как бы и незаметно, изо дня в день, год за годом. Но бывают кризисы, сбои, форс-мажорные обстоятельства, когда подменивший государство «Чужой» вынужден действовать без того, чтобы прикрываться псевдозаконными «финтифлюшками», открыто идти напролом, отбросив в сторону «демократические» условности. У этого монстра есть специальная «мясорубка», которая включается в моменты, когда ситуация рискует выйти из-под контроля. С помощью этой мясорубки, которая включает и репрессивный аппарат государства, но не только его, перемалывали на фарш экс-премьера Влада Филата, фальсифицировали выборы, а сейчас пытаются доставить в Кишинев из Киева бизнесмена Вячеслава Платона.
Про Платона говорят, что он был бизнес-партнером Плахотнюка, но в какой-то момент они что-то не поделили. Конкурентом занялась «спецпрокурор» по молдавским «мажорам» Адриана Бецишор, в результате чего Платон покинул Молдову и в последнее время проживал в Киеве.
Как сообщает американская адвокатская фирма Frontier Solutions, Платон начал сотрудничать с правительством США в расследовании кражи свыше миллиарда долларов из молдавских банков. США это интересует потому, что часть украденного может быть деньгами американских налогоплательщиков. Платон, по утверждению его американских юристов, сотрудничает с Министерством юстиции (глава этого ведомства — аналог генерального прокурора), Иммиграционной и таможенной полицией, отделом расследований Министерства внутренней безопасности и Федеральным бюро расследований. Ранее Frontier Solutions сообщила, что ее клиентом является и бывший офицер Национального центра по борьбе с коррупцией Михаил Гофман, который тоже сотрудничает с американскими властями в расследовании молдавской «кражи века». Гофман публично назвал главным бенефициаром этой кражи Плахотнюка, а координатором — приближенного к нему бизнесмена, гражданина США Сергея Яралова. После того, как и Платон анонсировал собственные публичные разоблачения по «делу о миллиарде», молдавская прокуратура срочно направила украинским коллегам запрос на экстрадицию бизнесмена, и тот бы задержан в Киеве.
Стало также известно, что одновременно с американским расследованием роли Плахотнюка в краже миллиарда Россия обратилась в Международную организацию криминальной полиции Интерпол с запросом о мониторинге олигарха.
И тут выясняется, что самозванный координатор координирует не все. За пределами Молдовы есть места, на которые его власть не распространяется, и в этом таится смертельная для него угроза. «Чужой» может с полным основанием заявить: «Государство Молдова — это Я!». Но любой сельский судья в США тоже может выписать международный ордер на его арест, и правительство США во главе с президентом должны будут этот ордер исполнить, то есть арестовать Плахотнюка в любой точке земного шара и доставить в американский суд, где уже он будет обвиняемым, а такие, как Гофман, Платон, Яралов — свидетелями.
В качестве «смотрящего» по Молдове от Госдепа Плахотнюк оказывает Вашингтону неоценимые услуги по удержанию подконтрольной территории в сфере совершенно конкретных планов НАТО в геополитическом противостоянии Запада с Россией. Есть у Плахотнюка и поддержка в Бухаресте, который не отказывается от намерений со временем присоединить Молдову к Румынии. Европейцы высказывают разочарование тем беспределом, который творит в Молдове этот «alien», но к мнению европейцев в Вашингтоне не прислушиваются.
Главная задача, над которой сейчас работает Плахотнюк — обеспечить избрание если не полностью лояльного, то не враждебного президента на выборах 30 октября, чтобы сохранить действующую систему захваченно-мафиозного государства.
Молдова может быть избавлена от режима Плахотнюка двумя путями: 1. Широкие народные протесты, давление оппозиции и гражданского общества. 2. Международный ордер на арест, выписанный в какой-либо иностранной юрисдикции, лучше всего, в США. Если эти две траектории когда-то сойдутся в одной точке, Плахотнюку уже ничто не поможет. С местными протестами, как показал опыт конца прошлого-начала этого года, он еще может справиться, но от Службы маршалов США спрятаться будет сложнее.
Некоторые говорят: если даже Плахотнюк исчезнет, все равно система не изменится, надо сначала реформировать институты, а потом предъявлять требования к работающим в них людям.
Правда то, что нормальную систему в Молдове еще только предстоит создать. До сих пор одни жулики сменяли в этой системе других, пока всех и вся не подмял под себя самый отмороженный из них. Но правда и то, что сегодня Плахотнюк — это и есть Система, тот «Чужой», который заменил собой нормальный государственный механизм, отравил и разложил его. Если в жилах «Чужого» течет разъедающая все кислота, ему нельзя сделать переливание крови.
Уход Плахотнюка, добровольный или принудительный, будет иметь огромные благотворные последствия. Очень быстро прекратит существование Демократическая партия, которая держится исключительно на деньгах и админресурсе своего первого вице-председателя. Затем распадется правящая коалиция. Правительство утратит поддержку большинства в парламенте и уйдет в отставку. Посыпется система управляемой юстиции. Разбегутся перепуганные и осиротевшие подельники Плахотнюка и вся его прислуга. Кто-то сядет в тюрьму в Молдове, кого-то будут отлавливать правоохранители разных стран по всему миру. Можно будет провести более или менее нормальные выборы. Все это, конечно, еще далеко не гарантия того, что после этого станет лучше. Но второй такой отморозок, как Плахотнюк, наследник, который мог бы его сменить, сразу не появится. Это откроет Молдове «окно возможностей», даст глотнуть свежего воздуха, попытаться постепенно изменить ситуацию к лучшему. Без избавления от «Чужого» у Молдовы вообще нет никаких шансов на излечение.
Дмитрий Чубашенко