Правозащитница расценила этот шаг со стороны Польши, как попытку запугать иностранных активистов, которые критикуют действия руководства страны и выходят на акции протеста. Кроме того, Козловска, котрая проживала последние 10 лет в Польше, имея временный вид на жительство, считает, что в Польше наблюдаются серьезные проблемы с демократией.
Об этом правозащитница заявила изданию "ГОРДОН", комментируя действия польских властей.
«Я подозревала, что Польша может что-то такое сделать. Как только я покинула территорию ЕС, мои адвокаты получили письмо о запрете доступа к документам, которые я подала на продление резидентства в Евросоюзе. Прожив в Польше 10 лет, я имею право на постоянное проживание в ЕС. Запрет аргументировали угрозой национальной безопасности Польши. Я поняла, что это все связано с деятельностью моего мужа, публично критиковавшего правящую партию. Польша использовала информационную систему Шенгена, чтобы нанести удар по мне – жене непокорного гражданина. Сначала наш фонд "Открытый диалог" хотели лишить аккредитации, дискредитировать, а в итоге решили разбить организацию, оставив меня в блокаде. Понятно одно: это политическое решение. Сейчас пропагандисты Молдовы, Казахстана и России, где мы также вели активную деятельность, просто вне себя от радости», – отметила Козловска.
Она подчеркнула, что Европейский суд по правам человека может рассматривать ее апелляцию на протяжении нескольких лет.
«Теперь, чтобы въехать в зону Шенген, мне нужно получить резидентство одной из стран ЕС. Конечно, я буду подавать апелляцию на такое действие. Но она попадет в те же самые польские структуры. Дальше – только ЕСПЧ. Рассмотрение дела там может затянуться на годы. Евросоюз даже не предполагал, что страны-члены будут использовать его механизмы в политических целях. Теперь такое может случиться с любым правозащитником. Проблемы с демократией сейчас не только в Польше, но и в Венгрии, и других странах. По сути, каждый, кто в ЕС критикует правительство, может оказаться на моем месте. Это акт устрашения иностранцев, выходящих в Польше на акции протеста: мол, смотрите, с вами мы можем поступить точно так же!» – подчеркнула правозащитница.
Она заявила, что в данной ситуации ей остается только бороться. «Депортировать человека просто за иные взгляды – это переходит все границы. Борясь с несогласными, Польша прибегает к методам Турции, России и Казахстана», – резюмировала Козловска.
15 августа в комментарии польскому изданию Onet Козловская рассказала, что ее депортировали из Бельгии.
Муж Козловской – председатель совета фонда "Открытый диалог" Бартош Крамек – борется за гражданские права в Польше.
12 августа правозащитница прилетела в Брюссель, где расположен один из офисов фонда, но не смогла выйти из аэропорта. Ночь она провела в комнате для задержанных, после чего была депортирована в Киев.
Фонд "Открытый диалог" была основан в Польше в 2009 году. В организации отмечают, что среди их целей – защита прав человека, демократии и верховенства права на постсоветском пространстве. Фонд организовывает наблюдательные миссии, включая наблюдение за выборами. По результатам наблюдений выпускаются отчеты, распространяемые среди институций ЕС, ОБСЕ и других международных организаций, министерств иностранных дел и парламентов стран Евросоюза, аналитических центров и медиа.
Людмила Козловска также известна своими выступлениями в связи с нарушением прав человека и преследованием за инакомыслие в Молдове.