Об этом заявил бывший председатель Конституционного суда Виктор Пушкаш, цитируемый изданием noi.md.
Комментируя развернувшуюся кампанию по легализации решения КС об изменении Конституции, Виктор Пушкаш заявил, что удивлен представленному в выпуске новостей на Общественном телевидении мнению о том, что «Конституционный суд Молдовы (далее КС) может в любое время вернуться к своему решению и изменить его, и более того, КС может переинтерпретировать Основной закон государства в зависимости от изменений в обществе».
Экс-глава Конституционного суда отмечает абсолютно не объективной ссылку в этой связи на мнение бывшего судьи КС Литвы Томаса Бирмонтене, основывавшемся на литовской практике.
«Мы не можем согласиться ни с комментариями «Mesager TVM», ни с заявлениями литовского судьи, потому что КС не изменил свое прежнее решение, а сформировал новое конституционное положение, изменив конституционный закон №1115 от 05.07.2000», - подчеркнул Пушкаш.
В этой связи, юрист отметил, что «под предлогом того, что парламент превысил пределы заключения КС от 24 ноября 1999 года, КС признал неконституционными ряд норм Конституции, в том числе положение, что президент Республики Молдова избирается парламентом тайным голосованием, возродив таким образом (в понимании КС) нормативную ситуацию, соответствующую заключению от 24 ноября 1999 года». «Напомним, что в заключении содержалось условие, что баллотироваться на должность президента могут граждане, достигшие 35-летнего возраста», - добавил он.
Как подчеркнул Пушкаш, оценивая постановление КС от 4 марта, «юриспруденция Конституционного суда в течение более 20 лет не знает ни одного случая пересмотра своих собственных актов о пересмотре конституционного законодательства».
Более того, отмечает Пушкаш, законодательство Молдовы определяет, что Конституционный Суд обеспечивает контроль над соблюдением нормативных актов Конституции. Закон также не позволяет Конституционному суду осуществлять контроль конституционности поправок к Конституции и ни одним из законодательных актов не предусмотрено, что заключения КС имеют обязательный характер.
«Таким образом, становится очевидным, что Конституционный суд принял решение от 4 марта, превысив свои полномочия, и он может быть возвращен в конституционное поле только парламентом», - резюмировал бывший председатель Конституционного суда Виктор Пушкаш.
Ранее уже сообщалось о том, что 4 марта четверо судей, контролируемого олигархом Владимиром Плахотнюком Конституционного суда, под видом интерпретации Конституции, изменил ст.78 Основного закона, устанавливающую нормы по избранию президента. По мнению вынесших это решение четырех судей КС, принятая еще в 2000 году конституционная реформа, устанавливавшая избрание президента парламентом, является «антиконституционной».